Нет будущего у тех,
кто забывает прошлое.
Артёмов Жорес Львович, полковник в отставке,
кандидат исторических наук, доцент.
С каждым годом всё дальше в историю уходят события Второй мировой войны и её важнейшей составной части — Великой Отечественной войны. После окончания войны у нас в стране родилось, по крайней мере, четыре поколения, из которых, прежде всего молодые люди, к сожалению, слабо знают правду о событиях тех лет. Многие из них не знают, как и почему возникла война, кто виновник ее подготовки и развязывания, как советский народ сумел в тяжёлой борьбе победить грозного противника в лице фашистской Германии, какой ценой досталась нам эта победа, в чём заключался решающий вклад Советского Союза в дело освобождения миллионов людей от рабства и уничтожения, которые грозили им от германского фашизма.
Правда жизни свидетельствует, что люди, родившиеся в нашей стране после войны, не имеют права забывать о ней, потому что обязаны тому времени своей нынешней жизнью.
Слабое знание событий Великой Отечественной войны проистекает, прежде всего, из-за того, что большинство представителей новых поколений не интересуются историей своей страны. Об этом свидетельствуют социологические опросы, неоднократно проводимые в России среди различных категорий населения по данному вопросу.
Другой причиной отсутствия такого интереса является снижение значимости исторических наук в школе и вузах страны. Постоянно происходит снижение учебного времени на эти предметы. Кроме того, многие учебники по истории по содержанию грешат различными ошибками, что «усиливает сумятицу в мозгах школьников и студентов. А ведь каждый по себе знает: представления об истории родной страны формируются в основном в юные годы». Особенно ненормальное положение сложилось в освещении истории Великой Отечественной войны. Ситуация заставила двух президентов — В.В. Путина в 2004 г. и Д.А. Медведева в 2009 г. — вмешаться в эти вопросы, чтобы добиться исправления ненормального положения с учебниками истории.
К сожалению, определенной части российских людей не известны роль и значение истории как науки для развития любого государства, независимо от политического строя, существующего в нём. А ведь с давних пор известно, что если народ теряет свою историческую память, то такой народ не имеет будущего. Пренебрежение к прошлому порождает равнодушие, вызывает жестокость, нежелание дорожить настоящим, убивает интерес к будущему. Неслучайно говорится: чтобы оценить сегодня, увидеть завтра, надо обязательно оглянуться в прошлое.
Изучение истории способствует превращению знаний в убеждения, которые, в свою очередь, побуждают людей к активной деятельности на благо общества, в том числе и готовности защищать страну от вооружённого нападения извне. Опыт истории учит, что нельзя научиться решать стоящие сегодня задачи новыми приёмами, если вчерашний опыт не открыл глаза на нынешний день. Великий русский писатель Максим Горький в связи с этим писал: «Настоящее связано с прошлым… Прошлое учит, что мы должны избегать, что враждебно или бесполезно для нас, против чего мы должны бороться, что нам следует уничтожить. Прошлое указывает нам, что в нём ценно для нас и должно быть взято, освоено нами как основа дальнейшей работы нашей… Знание прошлого указывает, что и как нужно делать в настоящем».
Таким образом, исторический опыт, в том числе и военный, служит важным источником социальной и духовной энергии народа, одним из средств его патриотической и интернациональной закалки. Героические страницы истории зажигают, прежде всего, молодёжь, пробуждают стремление к героическому подвигу, учат жить.
Стоит вспомнить, что по поводу истории говорили знаменитые писатели ещё в царские времена. Известно примечательное изречение Н.Г. Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно». А А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Ему же принадлежат следующие слова: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оное есть постыдное малодушие. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Русский историк Н.Н. Карамзин отмечал, что «история государства обрывается, если в нём не остаётся героев».
Как же актуально звучат сегодня следующие слова, высказанные в 1906 году на страницах журнала «Александровец» № 3: «Уже давно признано, что только тот может всей душой любить свою Родину, защищать её до последней капли крови, кто знает её прошлое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны. Изучение истории своего народа есть наилучшее средство воспитать себя в духе любви к Родине».
В годы Великой Отечественной войны наших врагов поражало мужество, стойкость, упорство, храбрость, выносливость, неприхотливость, готовность к самопожертвованию советских воинов — традиционные качества русского солдата. Не случайно гитлеровский генрал-лейтенант Гейнц Гудериан признавал, что одной из важнейших причин победы Красной армии было обращение к историческим национальным традициям.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, исходя из того, что на плечи молодёжи ляжет основная тяжесть вооружённой защиты нашей страны, писал: «Наши дела придётся продолжать молодым людям. Очень важно, чтобы они учились на наших просчётах и на наших успехах. Наука побеждать — не простая наука. Но тот, кто учится, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит».
В нашей стране, где чаще, где реже проводятся «уроки мужества» со школьниками, студентами, учащимися учебных заведений кадетского типа. Проводят эти уроки, как правило, участники войны, ветераны военной службы, участники других боевых действий, а также преподаватели истории. Организуются встречи для военных пенсионеров по тем или иным событиям Великой Отечественной войны.
Обычно эти встречи приурочены к Дням воинской славы России (Московской битве, разгрому фашистских войск под Сталинградом, Курской битве), Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню памяти защитников Отечества (22 июня). Особенно впечатляющи для молодёжи встречи с живыми участниками военного лихолетья, пережившими и героическое, и трагическое тех лет.
Однако фронтовиков с каждым годом становится всё меньше и меньше, да и многие живые перестают участвовать в подобных встречах из-за одолевающих болезней. К сожалению, приходится констатировать, что не все люди в возрасте 80–85 лет могут найти общий язык с молодёжью, тем более со школьниками. Вполне естественно, что основная тяжесть выступлений падает на плечи других категорий военных пенсионеров, но и среди них далеко не каждый обладает достаточными знаниями, чтобы умело и интересно рассказывать о нашем военном прошлом, добиваться не монолога, а и диалога с молодой аудиторией.
Автор данной публикации — советник Коллегии Российского союза офицеров запаса, почётный член Ногинского районного совета ветеранов — вместе с руководством этих общественных ветеранских организаций пришли к выводу о необходимости помочь выступающим по тематике Отечественной войны в их подготовке к подобным встречам с молодёжью в виде специального пособия. С 2006 года, в Дни воинской славы России, у нас в стране начали отмечать 65-летние годовщины важнейших сражений этой войны. С тех пор автор написал пять материалов в помощь выступающим по истории этих сражений. Данные материалы были розданы для выступлений ветеранам Ногинского района, в подшефные средние школы, ряд вузов г. Москвы, нескольким кадетским корпусам. Они размещены на сайте РСОЗ и Совета ветеранов Ногинского района, публикуются в местной печати.
Задуманные публикации служат целям популяризации важнейших событий и операций Великой Отечественной войны, которые по своей значимости оказали величайшее влияние на судьбы народов нашей страны, Европы, а также на ход и исход в целом Второй мировой войны.
Для тех, кому предстоят выступления по предложенной тематике, наш материал может служить базой элементарных знаний о войне, отталкиваясь от которых целесообразно вести разговор со слушателями. Будет полезно, если выступающий проявит личную инициативу и обогатит, дополнит этот материал другими фактами, даже сюжетами, почерпнутыми из иных источников.
Предлагаемые нами сведения могут быть полезны и всем тем, кто просто интересуется военной историей вообще и Отечественной войной в частности. Возможно, у них появится желание подробнее узнать об отдельных событиях войны или же о Великой Отечественной войне в целом, и они захотят обратиться к специальным работам, мемуарной литературе, статистическим сборникам и т.п.
Автор старался изложить материал популярным языком, насытить достаточным количеством разнообразных фактов и примеров, показать действия людей в той или иной обстановке. В этих публикациях использованы оценки различных событий и операций, данные крупнейшими советскими и зарубежными военачальниками, политиками и историками; включены и признания наших врагов. Всё это, как нам представляется, сделает изложение более интересным для слушателей и читателей.
В заключение хотелось бы дать ряд рекомендаций выступающим по тематике, о которой говорилось выше. Понятно, что читать с листа перед аудиторий предложенный материал невозможно, потому что его объём превышает то время, которое выступающим будет предоставлено. В школах и вузах нельзя рассчитывать на время, большее нежели 40–45 минут. В других аудиториях, возможно, выступление в пределах одного часа (более длительное время приведёт к неизбежному ослаблению внимания и потере интереса у аудитории). Поэтому при подготовке к выступлению следует заранее знать, с какой аудиторией предстоит встречаться, памятуя, что при выступлении необходимо соблюдать три условия: знать, что сказать, как сказать и успеть сказать, да ещё оставить время для ответов на возможные вопросы.
Сравнительно больший объём материала дан сознательно. Выступающий должен иметь широкое представление о тех или иных операциях Советской Армии, как бы иметь всю картину в целом. Он обязан знать больше того, что он донесёт до аудитории. Для отдельных проблем может потребоваться и не одно выступление (например, это явно относится к Сталинградской битве). Подготовка к выступлению заключается в отборе материала, исходя из контингента слушателей. Кроме того, будет очень неловко, если из-за узости собственных знаний окажется невозможно ответить на поставленные вопросы.
Автор считает необходимым отметить, что Ногинский район отличается от многих районов страны хорошей постановкой работы в области военно-патриотического воспитания молодёжи. Так, глава района В.Н. Лаптев, глава города В.А. Хватов уделяют много внимания этой работе. Большой вклад вносит и Совет ветеранов во главе с полковником в отставке Сагомоновым С.Ф.
В период летних каникул в учебных заведениях, Ногинский районный Совет ветеранов создал аналитическую группу, которая изучила конкурсные сочинения учащихся по Великой Отечественной войне, написанные ими к 9 мая 2009 г.
В ходе этой работы выяснилось, что учащиеся проявляют разносторонний интерес к событиям тех дней. Свои сочинения они посвятили различным периодам войны, показали знания героев и героических подвигов народа на фронте и в тылу. Во многих сочинениях говорится о героических подвигах наших земляков. С особой теплотой учащиеся отзываются об участниках Великой Отечественной войны В.Д. Орлове, В.П. Каныгине, Б.В. Гринкевиче, Л.У. Серебренникове, В.А. Воронове, В.А. Митрофанове и многих других, кто и сегодня продолжает активную общественную работу.
Вместе с тем аналитическая группа пришла к выводу, что учащиеся показали недостаточные знания причин возникновения войны, её начала и причин временных неудач Красной армии.
Устранению этого пробела способствовала полученная Советом ветеранов Ногинского района подготовленная мной глава учебного пособия «Канун и начало Великой Отечественной войны». Этот материал разместили в Интернете на сайте районного Совета ветеранов. Им стали пользоваться ветераны при подготовке к публичным выступлениям. По инициативе полковника в отставке М.И. Курашевича, по материалам учебного пособия организован цикл передач на местном радио города Ногинска.
Можно не сомневаться, что подобная работа принесёт свои положительные плоды в деле патриотического воспитания ногинских юношей и девушек, будет способствовать становлению их гражданственности.